Как построить отношения со школой


Тамара Могильникова


Вы приняли обдуманное и принципиальное решение: ваш ребенок будет обучаться в семье. Следующим шагом – по сути второстепенным, но "технически" необходимым – является оформление отношений со школой. Складываться эти отношения могут по-разному, но если быть последовательным, то прийти к нужному результату возможно.

 

Основное

Прежде всего, идти разговаривать со школой нужно с правильным настроем и четким осознанием своих законных возможностей и права учить ребенка самостоятельно. Главными людьми в жизни ребенка являются его родители, а значит, им решать, где и как его учить – об этом говорит и простой здравый смысл, и закон. В статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации о воспитании и образовании детей написано: "родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами". О правах родителей непосредственно в сфере образования сказано в пункте 1 статьи 52 Закона РФ "Об образовании": родители "имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка". А в пункте 4 той же статьи говорится: родители "имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье".

При этом тот же закон "Об образовании" ясно прописывает и обязанности родителей: они должны "обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (…) общего образования" (пункт 2 статьи 52).

Со знанием своих прав и обязанностей можно начинать переговоры со школой. Базовая схема действий выглядит так. Сначала необходимо написать заявление о приеме ребенка в такой-то (1-й, 2-й, 3-й…) класс этой школы и заявление о переводе ребенка на семейную форму обучения.

Затем нужно заключить договор со школой об организации семейного образования - это главный документ, регулирующий ваши отношения со школой.

Далее договариваетесь об аттестации ученика. Согласно пункту 3 статьи 50 закона "Об образовании", дети, обучающиеся в форме семейного образования, имеют право на аттестацию в форме экстерната. А в Положении об экстернате (пункт 3.5) говорится, что количество экзаменов при промежуточной аттестации не должно быть более 12 в год (то есть может быть и менее). Это условие должно соблюдаться школой при установлении порядка аттестаций.

Таким образом, основными пунктами при оформлении семейного обучения являются: 

  • заявления о приеме в школу и о переводе на семейную форму,
  • договор об организации семейного образования,
  • установление порядка аттестаций.

Этого достаточно, чтобы наладить отношения со школой и спокойно заниматься образованием своего ребенка, избегая чрезмерного контроля извне.

 

Отклонения от "стандарта"

Мы описали нормальный сценарий, при котором родители и школа, опираясь на закон, быстро находят общий язык, исходя из уважительного отношения друг к другу и адекватного понимания своей роли в воспитании ребенка. При этом школа выступает прежде всего как педагогическое учреждение, то есть на первый план ставит интересы детей. Однако часто в переговорах со школой возникают проблемы, варианты которых приведены ниже.


- Школа заявляет, что в ее уставе не прописана семейная форма обучения, и на этом основании пытается отказать в приеме ребенка.

Устав - важнейший документ всякого юридического лица, прописывающий его структуру. У каждой школы свой устав, однако любой из них должен быть основан на законе и не может ему противоречить. Поэтому, если школа заявляет, что не может принять вас на семейную форму обучения только потому, что такая форма не указана в уставе, вы спокойно можете заявить, что это не является основанием для отказа. А кроме того, это является серьезным недостатком устава, который необходимо устранить и который мог бы стать поводом даже для прокурорской проверки.

Как показывает опыт родителей, пробить "оборону" школьной администрации можно, даже если речь идет не о Москве. (Географический фактор существенен, поскольку только в столице семейное образование смогло занять относительно устойчивые позиции, а в других городах и областях до сих пор воспринимается с недоумением, испугом и встречает упорное сопротивление). Ирине Маркеевой – модератору форума Familyeducation.ru, проживающей в Омске, - удалось добиться, чтобы в устав школы вписали семейную форму, хотя отношения со школой начинались с фразы "семейного образования в Омске не существует".


- Школа пытается навязать неудобный порядок или чрезмерное количество аттестаций.

Порядок промежуточной аттестации устанавливает школа, что прописывается в школьном уставе и в договоре об организации семейного обучения. Подтверждается это в пункте 3 статьи 15 закона "Об образовании": "образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся". Однако никакой порядок не должен противоречить другим – особенно более важным – законам. Здесь снова нужно апеллировать к Семейному кодексу (только родители могут решать, что вредно и что полезно для их детей) и к статье 50 закона "Об образовании", дающей вашему ребенку право проходить аттестацию в форме экстерната, то есть иметь не более 12 аттестаций в год.

Важно разобраться и в том, что такое "промежуточная аттестация". По смыслу и по своей стрессовой составляющей под аттестацией должно пониматься любое появление ребенка в школе, поскольку он попадает в непривычную обстановку и должен общаться с незнакомыми людьми. Поэтому промежуточной аттестацией считается не только экзамен, но и любое другое испытание, будь то контрольная, тест или беседа с учителем в школе. Стрессовой для детей является и ситуация, когда школа не соблюдает расписание экзаменов. Поэтому если ребенок пришел в школу в назначенное время, а учителя оказались не готовы его принять, вы можете требовать, чтобы ему автоматически поставили зачет (этот пункт стоит зафиксировать в договоре).

Главной помехой, которая мешает многим родителям отстаивать свою позицию в этом вопросе, - это укоренившееся в обществе представление, что только школа знает, как аттестовать и как вообще учить детей. Не побоимся повторить: родители – главные люди в жизни ребенка, и им решать, как свести стресс для ребенка к минимуму. А если родители сами учат детей, то им лучше знать, как и когда проверять результаты обучения. Поэтому вы имеете полное право составлять свой план аттестаций и требовать от школы его выполнения.

Гульнара из Башкирии - почетный участник форума Familyeducation.ru - советует все свои требования излагать в форме заявлений. Она рекомендует сначала ознакомиться со школьными положениями (локальными актами) о порядке проведения аттестаций, с учетом этого продумать план аттестаций для своего ребенка, а затем написать заявление об аттестации в форме экстерната, четко указав свои требования и их обоснование. Когда договоренности зафиксированы на бумаге, у школы не будет возможности самовольно диктовать и интерпретировать правила.

Гульнара также советует сразу обсудить со школой процедуру допуска к итоговому экзамену. (Подробнее об итоговой аттестации – в Положении о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, в частности в пункте 16 этого документа).

***

Мы коснулись основных вопросов, которые возникают в процессе переговоров со школой. На форуме Familyeducation.ru поднимались и такие темы, как составление индивидуального учебного плана, финансовые отношения, прививки в школе и др. По всем этим вопросам со школой можно договориться, если школа стоит на педагогических позициях, а родители – на родительских. По существу между родителями и школой не должно быть противоречий, так как для тех и для других главным являются интересы ребенка.

Конечно, нужно знать законы, на которые вы опираетесь. Еще раз перечислим главные из них:

Полезно прочитать также документ "Об утверждении примерных положений о получении образования в форме экстерната и получении образования в семье". Это приложение к приказу Минобразования было отменено в 2005 году, однако оно действовало более 10 лет, и в нем достаточно просто и внятно отражено, как на практике регулируются отношения между родителями и школой. Кроме того, нужно знакомиться с уставом и другими относящимися к делу документами школы, а также учиться грамотно излагать свои требования в заявлениях.

В трудных случаях, когда администрация школы отказывается вести разумный диалог в какой бы то ни было форме, нужно прибегать к услугам почты и писать заявления в вышестоящую инстанцию - местное управление образования. Когда идет грубое нарушение закона, надо обращаться в прокуратуру, к уполномоченным по правам человека и ребенка и в другие инстанции, которые призваны следить за соблюдением закона и оказывать помощь в защите прав детей.

И даже если вы не слишком хорошо разбираетесь в юридических вопросах, не имеете опыта в написании заявлений, но твердо знаете, что вы делаете, то помощь придет в любом случае. Закон – это лишь минимум, который должен выполняться. Выше этого стоит осознание того, что родители должны быть хорошими родителями, а педагоги – хорошими педагогами. 
Пример родителей, которые делятся своим опытом на форуме сайта "Семейное образование", показывает, что добиться желаемого можно – с большими или меньшими усилиями. Главное – помнить, что ваша "должность" родителя не имеет замены и лучше вас никто вашего ребенка не защитит.